Боги смерти у славян

Рожко Игорь Сергеевич - автор статей
Рейтинг статьи:
5
(2 оценки)
Опубликовано:
23.12.2022 05:00
Время прочтения:
3 минуты
2 992
Боги смерти у славян

Согласно письменным источникам, примерно в V веке нашей эры славяне начали расселяться по территории Восточной Европы. Одним из регионов, освоенных нашими предками, стало Полесье, в котором расположена практически вся Гомельская область. Жизнь славян сопровождалась явлениями, которые невозможно было понять или подчинить своей воле. Чтобы объяснить происходящее, наши предки приписывали тому или иному событию сверхъестественную природу, например гнев или милость многочисленных богов. Самые главные божества могли повелевать жизнью и смертью.

Концепция древнейших верований не разделяла окружающий мир на абсолютный свет и полный мрак. Оба начала принимали участие в создании вселенной и поддержании гармоничного порядка. При этом условно доброе божество могло рассердиться и ниспослать наказание, а условно злое неожиданно оказывало помощь.

Когда князь Владимир Святославич крестил Русь, он приказал уничтожить прежних языческих идолов, а также избавиться от старых обычаев, которые, тем не менее, частично ассимилировались в русло новых, христианских обрядов. Полесье, которое нередко называют кладезем древних традиций, занимает обширную территорию Беларуси, России, Украины и Польши. Области этих стран, в том числе и Гомельщина, объединены общим культурным наследием, сохранившим отголоски обычаев, бытовавших тысячи лет назад. Вместе со скупыми свидетельствами письменных источников они позволяют составить примерное представление о пантеоне славянских богов, в том числе тех, которые ведали неизбежным окончанием всякой жизни.

Боги смерти у славян

Чернобог — властитель мёртвых

Гельмгольд из Босау, немецкий священник и миссионер, живший в XII веке, составил Славянскую хронику (Chronica Slavorum). В ней он упомянул мифического персонажа, которого славяне именовали Чернобогом, царившего там, где холод, тьма, смерть. В свою очередь Аль-Масуди, арабский историк, географ, путешественник X века в своём труде «Золотые копи или россыпи самоцветов» приводит описание Чернобога: «Старик с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов в гробах». Язычники прославляли властелина царства мёртвых, при этом пуская по кругу хмельную чашу. Сделав глоток, они всячески хулили себя, чтобы там, под землёй, слышали, что живые помнят о тьме и несут в себе её частицу.

Одной из ипостасей Чернобога, по некоторым сведениям, был Карачун, который представал недобрым старцем, «ответственным» также за преждевременную смерть человека. Для наших предков скоропостижная кончина родича являлась большим несчастьем, поскольку умерший в расцвете сил непременно становился «заложным покойником», который не мог обрести покой. Он восставал из могилы и возвращался к домочадцам или трансформировался в какую-нибудь жуткую нечисть, чтобы хотя бы так дожить отмеренный срок.

Мара, ведущая из жизни в смерть, и не только

Эту тёмную богиню славяне называли Мореной, Маржаной, Марой и верили, что она встречала умерших, дабы помочь им перейти в иной мир. Однако другая её сущность содействовала пришествию нового человека в этот мир.

Найденный на Минщине у деревни Долгиново языческий крест, скорее всего, посвящён второй, «рождающей» ипостаси Мары. Судить об этом позволяет меньший, также крестообразный рельеф. Мара смертоносная, как правило, представала в виде призрака, мертвеца или скелета, который, имея острые зубы и когти, мог пить кровь. Её верными злокозненными спутницами были олицетворения разнообразных напастей и болезней, в том числе белорусские «трасцы ды ліхаманкі».

Знич и Знички — память о кремации, пережившая века

В наши дни такое славянское божество, как Знич напрямую соотносится с огненной стихией. В то же время имеются определённые основания полагать, что изначально, когда на славянских и белорусских землях умерших было принято кремировать, Знич был Огнём погребальным, а его искорки — Знички становились мимолётными памятками завершившейся жизни. Сотни лет спустя у нас стали называть знічкамі падающие звёзды, которые также символизировали отлетающие души. В наши дни слово «знiчка» может означать лампадку или свечу, которую зажигают в поминальный день на могиле умершего.

В Беларуси древние традиции славян, связанные с культом предков и некогда почитаемыми божествами, сохранились в таких народных обрядах, как восеньскія Дзяды, Радаўніца (ранейшыя Дзяды радасныя, веснавыя), Масленіца. Сжигание чучела Зимы на масленичных гуляниях в стародавние времена было уничтожением Мары, победой над смертью, праздником земледельцев, которым удалось выжить в период лютой стужи.

Оценить материал
<< Предыдущая Следующая >>

Боги смерти у славян: актуальная информация

Ищете актуальную информацию по теме «Боги смерти у славян»? На данной странице вы найдете ответы по интересующему запросу. Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту из чата, или получить информацию по телефону: +375 (44) 505 38 45

https://gomel.ritual.by/articles/bogi-smerti-u-slavyan/
Боги смерти у славян
Боги смерти у славян
Боги смерти у славян: Согласно письменным источникам, примерно в V веке нашей эры славяне начали расселяться по территории Восточной...
Боги, смерти, у, славян
Согласно письменным источникам, примерно в V веке нашей эры славяне начали расселяться по территории Восточной Европы. Одним из регионов, освоенных нашими предками, стало Полесье, в котором расположена практически вся Гомельская область. Жизнь славян сопровождалась явлениями, которые невозможно было понять или подчинить своей воле. Чтобы объяснить происходящее, наши предки приписывали тому или иному событию сверхъестественную природу, например гнев или милость многочисленных богов. Самые главные божества могли повелевать жизнью и смертью. Содержание: 1. Чернобог — властитель мёртвых 2. Мара, ведущая из жизни в смерть, и не только 3. Знич и Знички — память о кремации, пережившая века Концепция древнейших верований не разделяла окружающий мир на абсолютный свет и полный мрак. Оба начала принимали участие в создании вселенной и поддержании гармоничного порядка. При этом условно доброе божество могло рассердиться и ниспослать наказание, а условно злое неожиданно оказывало помощь. Когда князь Владимир Святославич крестил Русь, он приказал уничтожить прежних языческих идолов, а также избавиться от старых обычаев, которые, тем не менее, частично ассимилировались в русло новых, христианских обрядов. Полесье, которое нередко называют кладезем древних традиций, занимает обширную территорию Беларуси, России, Украины и Польши. Области этих стран, в том числе и Гомельщина, объединены общим культурным наследием, сохранившим отголоски обычаев, бытовавших тысячи лет назад. Вместе со скупыми свидетельствами письменных источников они позволяют составить примерное представление о пантеоне славянских богов, в том числе тех, которые ведали неизбежным окончанием всякой жизни. Проведение похорон по религиозным обрядам Конфессиональные похороны Чернобог — властитель мёртвых Гельмгольд из Босау, немецкий священник и миссионер, живший в XII веке, составил Славянскую хронику (Chronica Slavorum). В ней он упомянул мифического персонажа, которого славяне именовали Чернобогом, царившего там, где холод, тьма, смерть. В свою очередь Аль-Масуди, арабский историк, географ, путешественник X века в своём труде «Золотые копи или россыпи самоцветов» приводит описание Чернобога: «Старик с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов в гробах». Язычники прославляли властелина царства мёртвых, при этом пуская по кругу хмельную чашу. Сделав глоток, они всячески хулили себя, чтобы там, под землёй, слышали, что живые помнят о тьме и несут в себе её частицу. Одной из ипостасей Чернобога, по некоторым сведениям, был Карачун, который представал недобрым старцем, «ответственным» также за преждевременную смерть человека. Для наших предков скоропостижная кончина родича являлась большим несчастьем, поскольку умерший в расцвете сил непременно становился «заложным покойником», который не мог обрести покой. Он восставал из могилы и возвращался к домочадцам или трансформировался в какую-нибудь жуткую нечисть, чтобы хотя бы так дожить отмеренный срок. Мара, ведущая из жизни в смерть, и не только Эту тёмную богиню славяне называли Мореной, Маржаной, Марой и верили, что она встречала умерших, дабы помочь им перейти в иной мир. Однако другая её сущность содействовала пришествию нового человека в этот мир. Найденный на Минщине у деревни Долгиново языческий крест, скорее всего, посвящён второй, «рождающей» ипостаси Мары. Судить об этом позволяет меньший, также крестообразный рельеф. Мара смертоносная, как правило, представала в виде призрака, мертвеца или скелета, который, имея острые зубы и когти, мог пить кровь. Её верными злокозненными спутницами были олицетворения разнообразных напастей и болезней, в том числе белорусские «трасцы ды ліхаманкі». Знич и Знички — память о кремации, пережившая века В наши дни такое славянское божество, как Знич напрямую соотносится с огненной стихией. В то же время имеются определённые основания полагать, что изначально, когда на славянских и белорусских землях умерших было принято кремировать, Знич был Огнём погребальным, а его искорки — Знички становились мимолётными памятками завершившейся жизни. Сотни лет спустя у нас стали называть знічкамі падающие звёзды, которые также символизировали отлетающие души. В наши дни слово «знiчка» может означать лампадку или свечу, которую зажигают в поминальный день на могиле умершего. В Беларуси древние традиции славян, связанные с культом предков и некогда почитаемыми божествами, сохранились в таких народных обрядах, как восеньскія Дзяды, Радаўніца (ранейшыя Дзяды радасныя, веснавыя), Масленіца. Сжигание чучела Зимы на масленичных гуляниях в стародавние времена было уничтожением Мары, победой над смертью, праздником земледельцев, которым удалось выжить в период лютой стужи.
2022-12-23T05:00:00+03:00
2022-12-23T05:00:00+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://gomel.ritual.by/local/templates/default/images/logo_quadro.jpg
+375 (44) 505 38 45
Гомель, Речицкий проспект, 7А
500
500
Получить консультацию
Выбрать удобное время для звонка
: